Юрий Степчук – режиссер из Назарово
К юбилею города хочется рассказать о людях, внесших особый вклад в его развитие, прославивших Назарово. На страничке в Википедии про наш город были указаны известные назаровцы. Больше всего из этого списка меня заинтересовало имя Юрия Степчука - советского кинорежиссера. Информация в интернете была довольно скупа: «Юрий Степчук родился в 1928 году в селе Назарово Красноярского края. В 1954 году в Ташкенте окончил театрально-художественный институт имени А. Островского (1954), режиссёрский факультет. После окончания института поступил на работу главным режиссёром Узгосэстрады и режиссёром Ташкентского академического русского театра драмы им. Горького.
В 1959 году поступил на работу на киностудию «Узбекфильм», где начинал как второй режиссёр фильмов «Об этом говорит вся махалля», «Самолеты не приземлились», «Сын земли». Снимал документальные фильмы («Джура Султанов», «Нас - 50»). В 1965 году Степчук стал режиссёром-постановщиком художественных фильмов.
Умер в 1997 году. Имел двоих сыновей. Сын Степчук Александр Юрьевич (1955 - 1995, Ташкент, Узбекистан). Сын Игнатьев Сергей Юрьевич (1958, Ташкент, Узбекистан). В 1988 году эмигрировал в США. Проживает в городе Ле Ман, Франция. Супруга Игнатьева Изабелла-Ирина (1923, Самарканд, Узбекистан). Скончалась 24 марта 2018 года в городе Ле Ман, Франция».
Также давалась фильмография, когда и какой фильм был снят.
Где же найти более полную информацию о нем? Поиски по другим сайтам практически ничего нового не дали. Появилась лишь одна слабая зацепка на сайте кино-театр.ру. Там в комментариях была переписка родственников – Николая Степчука и Сергея Игнатьева, а значит, стало возможным с кем-то из них связаться. И вот в Одноклассниках нахожу Николая Петровича Степчука – троюродного брата нашего земляка Юрия Степчука. Как оказалось, Николай Петрович был очень заинтересован в сохранении памяти о своем брате и стал делиться своими воспоминаниями, а через пару месяцев выслал документы, которые он получил более десяти лет назад из киностудии «Узбекфильм».
К сожалению, о пребывании в Назарово, кроме справки о рождении Юрия Степчука, нам ничего не известно. Родился он в 1928 году. Как оказалась здесь его семья? Как долго они жили, почему уехали? Вопросов много, но ответа на них мы пока не нашли. Отец Юрия украинец – Степан Андреевич Степчук, родом из Жмеринки Винницкой области, работал агрономом. Мать немка – Берта Юлиусовна, работала учительницей. Это была скромная, интеллигентная женщина, она была в курсе творческих достижений единственного сына и в переписке с родственниками сообщала о том.
По сведениям брата войну они уже встретили в Москве, жили на Ленинградском проспекте. Судя по записи в трудовой, Юрий подростком работал меньше года на Тушинском машиностроительном заводе (завод №82 НКАП СССР) мастером с 1945 по февраль 1946 года. По всей видимости, туда его устроила тетя Дарья Андреевна Степчук, которая работала в военные годы у Семёна Лавочкина, авиаконструктора. Во время войны его мама Берта Юлиусовна по национальному признаку была интернирована в совхоз Пахта-арал в Казахстане, после окончания войны ей не разрешили вернуться. И Юрий с отцом поехали вслед за ней. У Юрия были художественные способности. Он хорошо рисовал. Но раскрыл свой талант в другом направлении. В Ташкенте он сначала поступил в художественное училище имени Бенькова Министерства культуры УзССР, а через год в театрально-художественный институт имени А. Островского, который окончил в 1954 году в качестве режиссера. Три года после института он работал художественным руководителем в Узгоэстраде. Потом два года в государственном русском театре имени М. Горького, совмещал должности актера, режиссера, преподавателя. Поиск себя, своей стези привел молодого режиссера в киностудию в Узбекфильм. Здесь он начинал вторым режиссером, также снимал и документальное кино. В этот период сняты 5 фильмов. В 1965 году первой его самостоятельной работой, где он выступил режиссером-постановщиком, стала кинокартина «Плюс единица» - музыкальная комедия, рассказывающая о колхозной жизни, передовиках, любви и тщеславии. Особенностью этой комедии стали мультипликационные вставки, изображающие главных героев.
Следующей работой стал фильм «Завещание старого мастера», в котором Юрий Степчук находит свой неповторимый стиль - детское приключенческое кино. Телесериал по мотивам повестей Камила Икрамова "Улица оружейников" и "Круглая печать", состоящий из 4-х серий, стал очень популярным среди поколений 70-80-х годов. Ребята-актеры, и актеры из массовки с удовольствием вспоминают съемки. Так вспоминает о съемке фильма Амирхан на сайте кино-театр.ру:
«Теперь уже в далёком 1969 году, будучи 7-летним мальчиком в гостях у ташкентских родственников, случайно, с компанией мальчишек, идущих купаться, попал на съёмки фильма и снялся в массовке в двух эпизодах. И даже с гордостью принёс маме первый свой заработок – 3 рубля 75 копеек! И вот, просматривая фильм, словно на машине времени, я возвращаюсь на 53 года назад, в своё счастливое детство, где так интересно было жить! И невольно слёзы наворачиваются на глаза. Как это давно было. Как я радовался первому показу фильма, хвастался во дворе и в школе своим участием в фильме, за что на долгие годы ко мне прилипла кличка "артист"! Впечатления от фильма остались неизгладимые! Это память на всю жизнь».
Потом режиссер пробует себя в другой теме. Это военный фильм «Здесь проходит граница» (1971 год). Захватывающий приключенческий трехсерийный фильм про пограничников, где замечательно сыграли роли все артисты - и русские, и узбекские.
В 1975 году снят очередной фильм - сказка для детей «Как Хашим был большим», снятый по мотивам повести Хадайберды Тухтабаева "Волшебная шапка". Музыкальная сказка рассказывает о четверокласснике Хашиме, который плохо учился в школе и не помогал дома маме и младшей сестренке Айше. Он был лентяем и хвастунишкой и в результате оказался в сетях коварной волшебницы - матушки Лени, и ее сыновей Незная и Зазная, они его уговаривают больше не учиться, и он убегает с ними из дома, и по его просьбе они делают Хашима взрослым.
В 1978 году выходит на экран 2-серийный фильм, снятый по мотивам узбекских народных сказок «Хорезмийская легенда». Фильм-сказка переносит зрителя в конец XIII века. В Хиве правит жестокий Хан, пожелавший взять в жены красавицу Малику - невесту скорняка Максута, отважного джигита. Чтобы избавиться от Максута, Хан отправляет его искать хорезмийских мастеров, угнанных когда-то в рабство. Им предстоит построить новый дворец своему Хану в Хиве.
В 1980 году в Москве состоялась премьера фильма «Воздушные пешеходы». Степчук пробует себя в жанре мелодрамы, рассказывающей о сложном выборе между любимым человеком и любимым делом. В фильме в меру всего - романтики, драматизма, юмора... А еще великолепные цирковые номера и прекрасно подобранная музыка. Ну и, конечно, талантливые актеры - красавица Тамара Шакирова, Талгат Нигматуллин, Ашот Меликджанян и другие.
В 1981 году на экраны выходит фильм «Акмаль, дракон и принцесса». Так о нем отзывается один из поклонников Александр Поздеев: «Одна из удивительных легенд советского кинодетства. Потрясающие, западающие в душу с первого раза песни (отличный саундтрек) и харизматичные узбекские дети-актеры. Дракон в детстве казался реально страшным. Это сейчас, конечно, во взрослости смотришь с улыбкой на примитивизм спецэффектов (взяли обыкновенную ящерицу, да и увеличили с помощью монтажа до нереальных размеров). Но, тем не менее, будучи совсем взрослым заскучал по этому фильму, нашел, пересмотрел и знаете, что смотрится все так же волнующе и свежо, как в детстве. Вот она сила воздействия нашего Советского кино!»
Актеры и сюжет запали режиссеру в душу, а зрители просили продолжения фильма. И через два года на советские экраны выходит двухсерийный телефильм «Новые приключения Акмаля». Герои ранее созданного телефильма - мальчик Акмаль, его подружка Гузаль и милиционер - попадают в сказку, где побеждают коварного и жестокого хана, отобравшего у людей воду.
С 1980 года Юрий Степанович жил в Москве, но до 1988 года продолжал сотрудничать с киностудией Узбекфильм. Из его московских работ известен лишь один фильм «Летите, голуби» о московском фестивале 1985 года, да еще песня «Неизвестный солдат» на музыку Исаака Шварца, а также сценарий фильма «Приключения Арслана».
6 августа 1997 года Юрия Степчука не стало. Урна с его прахом захоронена на Хованском кладбище. Сын, внуки, правнуки хранят о нем светлую память. Так о нем вспоминает внучка Ирина, которая живет сейчас в США: «Про дедушку у меня немного воспоминаний, общались не так часто. Последний раз мы с ним виделись в Москве, я тогда маленькая была. Я знаю, что дедушка был талантливым человеком, фильмы его очень известны были по всему Союзу».
Детские фильмы Юрия Степчука входят в Золотой фонд советского кино. Это неповторимый сплав узбекских сказок и советской действительности с ее идеалами и особенностями. Судя по отзывам, именно они больше всего запомнились телезрителям, были удачными постановками режиссера.
Назаровцы тоже должны знать о своем земляке. Познакомиться поближе с его биографией и творчеством можно будет в Музейно-выставочном центре, где готовится большой стенд, посвященный режиссеру из Назарово. Здесь собраны копии документов из киностудии «Узбекфильм», справка о рождении в селе Назарово, воспоминания его двоюродного брата, а также фотографии. Все эти документы были предоставлены Музейно-выставочному центру Николаем Петровичем Степчуком, за что мы ему очень признательны и благодарны.
Хочется, чтобы и в рамках будущего кинофорума Марины Ладыниной режиссерские работы Юрия Степчука были показаны назаровцам. Получился бы отличный культурный диалог: Россия – Узбекистан.