Юрий Степчук – режиссер из Назарово

 

К юбилею  города  хочется рассказать о людях, внесших  особый вклад  в его развитие, прославивших  Назарово. На страничке в Википедии про наш город  были указаны  известные назаровцы. Больше всего из этого списка меня заинтересовало  имя Юрия Степчука -  советского кинорежиссера. Информация в интернете была довольно скупа: «Юрий Степчук родился в 1928 году в селе Назарово Красноярского края. В 1954 году в Ташкенте окончил театрально-художественный институт имени А. Островского (1954), режиссёрский факультет. После окончания института поступил на работу главным режиссёром Узгосэстрады и режиссёром Ташкентского академического русского театра драмы им. Горького.

В 1959 году поступил на работу на киностудию «Узбекфильм», где начинал как второй режиссёр фильмов «Об этом говорит вся махалля», «Самолеты не приземлились», «Сын земли». Снимал документальные фильмы («Джура Султанов», «Нас - 50»). В 1965 году Степчук стал режиссёром-постановщиком художественных фильмов.

Умер в 1997 году. Имел двоих сыновей. Сын Степчук Александр Юрьевич (1955 - 1995, ТашкентУзбекистан). Сын Игнатьев Сергей Юрьевич (1958, ТашкентУзбекистан). В 1988 году эмигрировал в США. Проживает в городе Ле МанФранция. Супруга Игнатьева Изабелла-Ирина (1923, СамаркандУзбекистан). Скончалась 24 марта 2018 года в городе Ле МанФранция».

Также давалась  фильмография, когда и какой фильм был  снят.

Где же найти более полную информацию  о нем? Поиски  по другим сайтам практически ничего нового не дали. Появилась лишь одна слабая зацепка на сайте кино-театр.ру. Там в комментариях была переписка родственников – Николая Степчука и Сергея  Игнатьева, а значит, стало  возможным с кем-то из них  связаться. И вот  в Одноклассниках  нахожу Николая Петровича  Степчука – троюродного брата нашего земляка Юрия Степчука. Как оказалось,  Николай Петрович  был очень заинтересован  в  сохранении памяти о своем брате и стал  делиться своими воспоминаниями, а через пару месяцев выслал документы, которые он  получил  более десяти лет  назад из киностудии «Узбекфильм».

 

К сожалению, о пребывании в Назарово,  кроме справки о  рождении Юрия Степчука,  нам ничего не известно. Родился он в 1928 году. Как оказалась  здесь  его семья? Как  долго они жили, почему уехали?  Вопросов  много, но ответа на них  мы пока не нашли.  Отец Юрия  украинец – Степан  Андреевич Степчук, родом из Жмеринки Винницкой области, работал  агрономом. Мать  немка – Берта Юлиусовна, работала учительницей. Это  была скромная, интеллигентная женщина,  она была в курсе творческих достижений единственного сына и в переписке с родственниками сообщала о том.

По сведениям брата  войну они уже встретили в Москве, жили на Ленинградском проспекте. Судя по записи в трудовой, Юрий подростком работал  меньше года на Тушинском машиностроительном заводе (завод №82 НКАП СССР) мастером с 1945 по февраль 1946 года. По всей видимости, туда его устроила тетя Дарья Андреевна Степчук, которая работала в военные годы у Семёна Лавочкина, авиаконструктора. Во время войны его  мама Берта Юлиусовна  по национальному признаку была интернирована в совхоз Пахта-арал в Казахстане, после окончания войны ей не разрешили вернуться. И Юрий с отцом поехали вслед за ней. У Юрия были  художественные способности. Он хорошо рисовал. Но раскрыл  свой талант в другом направлении. В Ташкенте он сначала поступил в художественное училище имени Бенькова Министерства культуры УзССР, а через год в театрально-художественный институт имени А. Островского, который окончил в 1954 году в качестве режиссера. Три года после института он работал  художественным руководителем  в Узгоэстраде.  Потом два года в государственном русском театре имени  М. Горького,  совмещал должности  актера, режиссера, преподавателя. Поиск себя,  своей стези  привел  молодого режиссера в киностудию в  Узбекфильм. Здесь он начинал вторым режиссером, также снимал и документальное кино. В этот период сняты 5 фильмов.  В 1965 году первой его самостоятельной работой, где он выступил режиссером-постановщиком, стала кинокартина «Плюс единица» -  музыкальная комедия, рассказывающая о колхозной жизни, передовиках, любви и тщеславии. Особенностью этой комедии стали  мультипликационные  вставки, изображающие главных героев.

Следующей работой стал  фильм «Завещание старого мастера»,  в котором Юрий Степчук  находит свой неповторимый стиль  - детское приключенческое кино. Телесериал по мотивам повестей Камила Икрамова "Улица оружейников" и "Круглая печать", состоящий из   4-х  серий, стал  очень популярным среди поколений 70-80-х годов.  Ребята-актеры, и актеры из  массовки  с удовольствием  вспоминают съемки. Так вспоминает о съемке фильма  Амирхан на сайте кино-театр.ру:

«Теперь уже в далёком 1969 году, будучи 7-летним мальчиком в гостях у ташкентских родственников, случайно, с компанией мальчишек, идущих купаться, попал на съёмки фильма и снялся в массовке в двух эпизодах. И даже с гордостью принёс маме первый свой заработок – 3 рубля 75 копеек! И вот, просматривая фильм, словно на машине времени, я возвращаюсь на 53 года назад, в своё счастливое детство, где так интересно было жить! И невольно слёзы наворачиваются на глаза. Как это давно было. Как я радовался первому показу фильма, хвастался во дворе и в школе своим участием в фильме, за что на долгие годы ко мне прилипла кличка "артист"! Впечатления от фильма остались неизгладимые! Это память на всю жизнь».

Потом режиссер пробует себя в другой теме. Это военный фильм «Здесь проходит граница»  (1971 год). Захватывающий приключенческий трехсерийный фильм про пограничников, где замечательно сыграли роли все артисты - и русские, и узбекские.

В 1975 году снят очередной фильм - сказка для детей «Как Хашим был  большим», снятый по мотивам повести Хадайберды Тухтабаева "Волшебная шапка". Музыкальная сказка  рассказывает о четверокласснике Хашиме, который плохо учился в школе и не помогал дома маме и младшей сестренке Айше. Он  был лентяем и хвастунишкой и в результате оказался в сетях коварной волшебницы - матушки Лени, и ее сыновей Незная и Зазная, они его уговаривают больше не учиться, и он убегает с ними из дома, и по его просьбе они делают Хашима взрослым.

В 1978 году  выходит на экран  2-серийный  фильм, снятый по мотивам узбекских народных сказок «Хорезмийская легенда».   Фильм-сказка переносит зрителя в конец XIII века. В Хиве правит жестокий Хан, пожелавший взять в жены красавицу Малику - невесту скорняка Максута, отважного джигита. Чтобы избавиться от Максута, Хан отправляет его искать хорезмийских мастеров, угнанных когда-то в рабство. Им предстоит построить новый дворец своему Хану в Хиве.

В 1980 году в Москве состоялась  премьера фильма «Воздушные  пешеходы». Степчук пробует  себя в жанре мелодрамы, рассказывающей о сложном выборе между любимым человеком и любимым делом.  В фильме в меру всего - романтики, драматизма, юмора... А еще великолепные цирковые номера и прекрасно подобранная музыка. Ну и, конечно, талантливые актеры - красавица Тамара Шакирова, Талгат Нигматуллин, Ашот Меликджанян и другие.

В 1981 году на экраны выходит фильм «Акмаль, дракон и принцесса».  Так о нем отзывается один из поклонников Александр Поздеев: «Одна из удивительных легенд советского кинодетства. Потрясающие, западающие в душу с первого раза песни (отличный саундтрек) и харизматичные узбекские дети-актеры. Дракон в детстве казался реально страшным. Это сейчас, конечно, во взрослости смотришь с улыбкой на примитивизм спецэффектов (взяли обыкновенную ящерицу, да и увеличили с помощью монтажа до нереальных размеров). Но, тем не менее, будучи совсем взрослым заскучал по этому фильму, нашел, пересмотрел и знаете, что смотрится все так же волнующе и свежо, как в детстве. Вот она сила воздействия нашего Советского кино!»

Актеры и сюжет  запали режиссеру в душу, а зрители  просили продолжения фильма. И через два года на советские экраны выходит двухсерийный  телефильм «Новые  приключения Акмаля». Герои ранее созданного телефильма - мальчик Акмаль, его подружка Гузаль и милиционер -  попадают в сказку, где побеждают коварного и жестокого хана, отобравшего у людей воду.

С 1980 года Юрий Степанович жил  в Москве, но до 1988 года  продолжал  сотрудничать с киностудией Узбекфильм.  Из  его московских  работ известен лишь один фильм «Летите, голуби» о  московском фестивале 1985 года, да еще песня «Неизвестный солдат» на музыку Исаака Шварца, а также сценарий фильма «Приключения Арслана».

6 августа 1997 года  Юрия Степчука не стало. Урна с его  прахом  захоронена на Хованском кладбище.   Сын,  внуки, правнуки  хранят  о нем светлую  память.  Так о  нем вспоминает  внучка  Ирина, которая живет  сейчас  в США: «Про дедушку  у меня немного воспоминаний, общались не так часто. Последний раз мы с ним виделись в Москве,  я тогда маленькая была. Я знаю, что дедушка был талантливым человеком,  фильмы его очень известны были по всему Союзу».

Детские фильмы Юрия Степчука входят в  Золотой фонд советского кино. Это неповторимый сплав узбекских  сказок и советской действительности  с ее идеалами и особенностями.  Судя по отзывам, именно они  больше всего запомнились телезрителям, были удачными  постановками режиссера.

Назаровцы тоже должны знать о своем земляке. Познакомиться поближе  с его биографией и творчеством можно  будет в Музейно-выставочном центре, где готовится большой стенд, посвященный режиссеру из  Назарово.  Здесь  собраны копии документов из киностудии «Узбекфильм», справка о рождении  в селе Назарово, воспоминания его двоюродного брата, а также фотографии. Все эти документы были предоставлены Музейно-выставочному центру  Николаем Петровичем  Степчуком, за что  мы ему очень признательны и благодарны.

Хочется, чтобы и в рамках  будущего кинофорума Марины Ладыниной режиссерские работы  Юрия Степчука  были показаны назаровцам. Получился  бы отличный культурный диалог: Россия – Узбекистан.

 

Карта сайта Телефон: 8(39155)71117; E-mail: muzeinazarovo@mail.ru Политика конфиденциальности
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности