Человеческая память несёт в себе огромную энергию. Именно она прочно и цепко сохраняет, бережёт в себе тех, кого уже нет с нами, что было и прошло. Человеческая память высвечивает всё, как волшебный фонарь, что было в лабиринте жизни. Кажется, давно была война, страдания, боль, тревога. Но вот ведь какое дело, ничего не забывается… Великая Отечественная война – огромная незаживающая рана в человеческих сердцах. Страшно представить, сколько пришлось пережить каждому воевавшему. Дети войны, потомки ветеранов каждый май встречают со слезами на глазах, они помнят своих героев, хранят память о каждом из них, преклоняясь перед их мужеством и героизмом.
О судьбе, опаленной огнем и дымом, судьбе своего отца, участника Великой Отечественной войны Дмитриеве Ефиме Васильевиче делится своими воспоминаниями дитя войны Галина Ефимовна Дмитриева, много лет проработавшая заведующей отделом агитации и пропаганды горкома КПСС Назаровского района .
Мы расскажем о человеке, которого никогда не видели. Он погиб. Его жизнь, как жизнь многих его сверстников унесла война. Остались лишь фотографии и память в наших сердцах.
В Ефиме Дмитриеве не было ничего героического. Имя простое Ефим. В деревне Дорохово, где он родился и жил, его звали просто - Шимка. Парень был он красивый, видный, встретил однажды девушку Аню. Роман их развивался бурно и красиво. Гуляя по улицам поселка Назарово, они зашли к местному фотографу. Так в июне 1936 года появилась единственная совместная фотография.
На этом снимке Аня и Ефим снимались накануне свадьбы, молодые, сильные, красивые, полные сил, энергии, желания строить счастливую семейную жизнь. Они еще не знают, что прожить им вместе предстоит немного. Словно два факела зажглись в сердцах молоденькой 21-летней учительницы начальных классов Ани Сотниковой и 19-летнего Ефима, тем огнем, который трудно было скрыть. Но самое главное, что Анна своей любви останется верной на всю жизнь…
А в 1937 году Ефим был призван в ряды Советской армии. Служил три года в Хабаровском крае. Вернувшись со службы работал контролером в сберкассе..
1940 год – год счастья Ефима и Анны быстро пролетел. В молодой семье было уже двое деток трехлетний сын Володя и двухлетняя дочка Галя.
Настало 22 июня 1941 года. Из радиоприемников страны прозвучало страшное слово Война.
Ефим уходит на фронт, оставив жену и детей на попечении родителей. Он был направлен в действующую армию под Ленинградом. После пяти месяцев участия в боевых операциях, он и пятеро его сослуживцев были отправлены на учебу в офицерскую школу г.Архангельска. Пройдя курсы досрочно, сразу был отправлен на фронт…
Последнее письмо и фотография с фронта датированы 23 марта 1942 года. А в апреле 1942 года пришла похоронка, в которой сообщалось: Ваш муж, лейтенант Дмитриев Ефим Васильевич, уроженец села Дорохово Назаровского района Красноярского края в боях за родину, верный воинской присяге, проявивший геройство и мужество, был убит 29 апреля 1942 года в деревне Мостки Чудовского района Ленинградской области.
Ефиму Дмитриевичу было всего 25 лет.
Трудно пришлось Анне Павловне после гибели супруга, на ее иждивении двое детей и мать Пелагея Дмитриевна. Она тянулась изо всех сил, чтобы вырастить своих детей. Но как бы трудно ни было, она осталась верной своей первой и единственной любви, победившей войну и смерть.
Наверное, поэтому помнят об отце – Ефиме Дмитриеве ее дети, внуки и правнуки.
Братскую могилу, где похоронен Ефим Васильевич разыскал его младший брат Дмитрий. Знает о нем и правнучка Наталья Дмитриева: «как бы я хотела поцеловать прадедушку и низко поклониться за освобождение родины. Я обязательно расскажу своим детям о жизни и подвиге прадедушки».
Его сын Владимир Ефимович вырос замечательным и известным в крае человеком. после сельскохозяйственного института работал агрономом в Назаровском, Крутоярском и Ададымском совхозах. С 1966 года занимался научной деятельностью, с 1989 года преподавал в Красноярском аграрном университете. С 2002 года - доктор сельскохозяйственных наук, профессор.
Владимир Ефимович был замечательным поэтом, издал несколько поэтических сборников. Есть среди его поэзии и строки, посвященные отцу и матери.
Аленький цветочек
Мне мама с детства говорила
О том, что аленький цветок
Молва неверно окрестила
И назвала его «жарок».
Жарки цвели всегда обильно,
С них вили девушки венки,
А парни украшали стильно
Фуражки, трости, пиджаки.
Я видел на березах плетки,
В грязи пестрели лепестки;
В душе звучали горя нотки –
«Как же не жалко красоты!»
Прости мне, огненный цветочек,
Что защитить тебя не смог,
Я сам, как мамочкин сыночек,
- И голодал и в холод дрог.
Отец, мой – аленький цветочек,
Под Ленинградом сложил силы.
Качает слабый ветерочек
Рябины кустик у могилы.
Висит портрет отца с цветами:
Кудрявый парень, молодой.
Красавец с алыми губами
И бесконечно дорогой.
Всего-то двадцать пять от роду
Ему минуло в этот год.
Любил он жизнь и свободу,
Но грохнул папу «Майн готт».
Фрагменты памяти незрелой
Я сохранил с времен мальца.
Да фотографий отблеск серый –
Вот что осталось от отца.
Стоят мои седьмые вехи:
Дела, дипломы, этот стих-
И все победы и успехи
Делю я с папой на двоих.
Увижу на лесной полянке
Крутины аленьких цветов
И вижу в них войны останки –
Приветы детям от отцов.
Как, мама, я тебя любил…
Как, мама, я тебя любил,
Когда с работы приходила,
Как из последних женских сил
Нам теплоту свою дарила.
Так ела медленно всегда,
Чтоб нас бы не объесть.
И спать не ляжешь никогда,
Чтоб что-то не прочесть.
Мы прижимались по бокам
Послушать сказку хмурую.
Порой бывало страшно нам,
Как черт летал с Вакулою.
И горьких слез твоих следы
Нам душу бередили:
Мы ни одежды, ни еды –
Не ждали, не просили.
Что доставалось нищете,
Мы все того хотели.
И так привыкли к простоте,
Что щи без хлеба ели.
Всех бед своих не перечесть,
Да и кому их надо, -
Мы сберегли от мамы честь
Как лучшую награду.
Как, мама, я тебя любил
За русских слов твоих богатство
И за упорство честных сил
В борьбе от зла и горлохватства!
Самая сильная память хранится в сердцах детей и внуков. И пусть она передается из поколения в поколение, чтобы русские люди знали, кто и какой ценой завоевал эту Великую Победу.